29.02.2024: На III МАК-форуме архитектор Елена Стрельникова выступила с докладом «Инклюзивное обучение детей с расстройством аутистического спектра: стратегии модернизации архитектуры зданий школ».
III МАК-форум молодых архитекторов Кубани состоялся в рамках XXII международного фестиваля «Дни архитектуры».
Мероприятие объединило учащихся и преподавателей архитектурного направления профильных учебных заведений города Краснодара, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, архитекторов Краснодарского и Нижегородского отделений Союза архитекторов России, учащихся Краснодарской лаборатории архитектуры и дизайна (руководитель Алексей Беленко, член КРОСА России), практикующих архитекторов, проектировщиков – градостроителей, специалистов смежных направлений.
Тема «Инклюзивное обучение детей с расстройством аутистического спектра: стратегии модернизации архитектуры зданий школ» является весьма актуальной и заинтересовала всех присутствующих.
Объектам образовательного направления в нашей стране сегодня уделяется большое внимание: школы модернизируются, возводятся новые, к существующим достраиваются современные дополнительные блоки, проводятся масштабные капитальные ремонты.
Елена Юрьевна рассказала о том, что сейчас занимается научными исследованиями по созданию комфортных объемно-планировочных решений зданий школ для инклюзивного обучения в них детей с аутизмом, ментальными нарушениями, различными задержками развития и т.д.
Существуют разработки этого направления в областях педагогики и дефектологии, но, верные планировочные и дизайн-решения в архитектуре самих школьных зданий не всегда учитываются.
Елена Юрьевна осветила вопросы базовых элементов, влияющих на объемно-планировочные решения и дизайн пространств, для комфортного пребывания в них людей с РАС (расстройством аутистического спектра) и ментальными нарушениями.
К ним относят визуализацию и структуризацию пространства, её сенсорную составляющую.
Елена Стрельникова поделилась с присутствующими схемами, чертежами, 3Д визуализацией этих помещений, представила фотографии классов, в которых уже сегодня реализуются инклюзивные практики в нашей стране, и рекомендовала использовать практики соучастного проектирования, в том числе с организацией ККБОО «Открытая среда» (г. Краснодар), помогающей подросткам и молодым взрослым с аутизмом.
Минимально требующимися планировочными элементами, которые необходимы в каждой школе для проведения инклюзивного образования, Елена Юрьевна называет ресурсную зону, сенсорную комнату и кабинет социально-бытовой ориентации.
А к желаемым (для больших школ или вновь проектируемых) – комнату депривации, кабинеты индивидуальных занятий, мастерские ручного труда, оранжерею, гараж.
Ресурсная зона – отдельный кабинет, предназначенный для обучения детей с РАС и иными ОВЗ сложным предметам с помощью тьютеров.
Функциональное деление кабинета строго определено: зона индивидуальных и групповых занятий, сенсорный уголок и зона учителя. Смежно с ресурсной зоной необходим кабинет сенсорной разгрузки, в котором дети с РАС, МН (ментальными нарушениями) смогут восполнять дефициты, отдыхать от занятий.
Оборудуется такой кабинет исходя из нужд конкретного обучающего в соответствии со справочником О. Богдашиной, однако в качестве стандартного и необходимого всегда можно предложить сенсорно-динамический зал «Дом совы».
Для формирования и развития жизненных навыков требуется организовывать кабинет социально-бытовой ориентации, который планировочно схож с квартирой-студией с санузлом, зоной приготовления и приема пищи и местом отдыха.
Участники III МАК-форума молодых архитекторов Кубани, студенты, преподаватели, практикующие архитекторы, гости Международного фестиваля «Дни Архитектуры», отметили актуальность и социальную значимость темы.
По инициативе Владимира Николаевича Малюка – Председателя Краснодарского отделения Союза архитекторов России, директора СРО «Региональное объединение проектировщиков Кубани», советника РААСН, профессора МААМ, Заслуженного архитектора Кубани,
и при содействии:
- Анны Андреевны Маловой – руководителя Краснодарской краевой благотворительной общественной организации «Открытая Среда», руководителя департамента Развития Ассоциации «Аутизм-Регионы»,
- Елены Юрьевны Стрельниковой – архитектора, старшего преподавателя Краснодарского архитектурно – строительного техникума,
- Анны Тимуровны Кислой – архитектора, дизайнера АО «Сочи-Парк», преподавателя архитектурной школы ООО «Кипарх» готовится методическое пособие для проектирования новых и приспособления существующих школ для качественной организации инклюзивного процесса образования.
Публикация подготовлена Линичук Любовью Рифовной, при содействии
Стрельниковой Елены Юрьевны и Малюка Владимира Николаевича.